Автономная некоммерческая организация «Японский центр по развитию торгово-экономических связей»

Москва sync

日本語   RU

place 119234, Москва, Ленинские Горы, д.1, стр.52, 1 этаж (на территории МГУ им. М.В. Ломоносова)

settings_phone Тел.: +7(495) 626-50-32/33

mail info.mow@jc.org.ru

Главная chevron_right Семинары и стажировки chevron_right Бизнес-семинары chevron_right Активизация экономики регионов

Активизация экономики регионов

Город: Астрахань (27 января)

Лектор: Косукэ МОТАНИ

Время проведения: 10:00 – 17:00

 

Краткое описание семинара

 

В России, как и во всем мире, наблюдается развитие демографической зрелости населения. Япония раньше других стран испытала подобный опыт и продвинулась в решении данных вопросов. На семинаре будет говориться о тех уроках японской промышленности, которые будут полезны для России.

 

Часть 1. Демографическая зрелость населения России, сравнение с Японией, США, Европой, Китаем

① Во многих регионах мира, включая Россию, наблюдается демографическая зрелость населения.   Демографическая зрелость населения – это общее название, объединяющее 3 явления: ежегодное сокращение рождаемости, рост абсолютного числа пожилых людей и сокращение абсолютного числа работающего населения (население трудоспособного возраста). На экономику и управление предприятиями прежде всего влияет сокращение населения трудоспособного возраста.

② Через 20 лет после начала ежегодного сокращения рождаемости начинается сокращение населения трудоспособного возраста, затем начинается сокращение общей численности населения. Таким образом, бить тревогу после начала сокращения общей численности населения уже поздно. В России сейчас наблюдается рост рождаемости после наступившего сильного спада, но население трудоспособного возраста уменьшается. Необходимо, чтобы российские предприятия начали принимать меры, обратив внимание на эту ситуацию.

③ В Европе общая численность населения пока не сокращается, однако сокращение населения трудоспособного возраста уже началось. Аналогичная ситуация и в Китае. В США практически не наблюдается прирост населения трудоспособного возраста. Кроме того, Китай, Европу и США объединяет стремительный рост числа пожилых людей.

В Японии сокращение рождаемости началось во второй половине 1970-х, сокращение населения трудоспособного возраста – во второй половине 1990-х, сокращение общей численности населения – в первой половине 2010-х годов. У Японии есть подсказки, как справиться с существующей ситуацией, так как  она раньше других стран мира испытала демографическую зрелость населения.

 

Часть 2. Влияние демографической зрелости населения на японскую экономику ①. Рост международной конкурентоспособности.

① В экономике считается, что сокращение населения трудоспособного возраста приводит к снижению производительности, а также вызывает инфляцию, как следствие дефицита поставок.

② Между тем, в Японии с ее механизацией, автоматизацией и внедрением искусственного интеллекта сокращение населения трудоспособного возраста совершенно не привело к дефициту поставок.

③ Сокращение численности рабочих привело к снижению затрат на промышленные товары и значительному положительному балансу международных платежей Японии. В 2018 г. активное сальдо текущего платёжного баланса составило: из США – 12 трлн. иен, из Китая (плюс Гонконг) – 6 трлн. иен, из Южной Кореи, Тайваня и Сингапура – по 2 трлн. иен с лишним, из Германии – 500 млрд. иен.

④ Главная сила экспортных товаров Японии – это не автомобили и электротовары, а высокотехнологичные комплектующие, высокофункциональные материалы и механические станки. Таким образом, это товары не категории B 2 C, а B 2 B, вот почему за ними сложно увидеть растущую  конкурентоспособность Японии. 

 

Часть 3. Влияние демографической зрелости населения на японскую экономику ②. Вялый рост.

① Современная экономическая наука считает, что сокращение населения трудоспособного возраста приводит к снижению производительности, а также вызывает инфляцию, как следствие дефицита поставок. Между тем, в Японии производительность не только не упала, а, напротив, падение уровня спроса вызвало дефляцию. Особенно остро стоит проблема в сфере торговли автомобилей, бытовой техникой и объектами жилой недвижимости из-за отсутствия спроса на более одного автомобиля и одного объекта жилой недвижимости на душу населения. 

② В Японии личное потребление достигло пика в 1997 г., после чего и сейчас находится на одном уровне. После изменения способа подсчета ВНП и включения в него затрат на НИОКР, спрос также остался на уровне 1997 г.

③ Путем решения данной проблемы могло бы стать повышение за счет увеличения заработной платы уровня доходов молодого и женского населения, обладающего высокой склонностью к потреблению, однако максимум, чего мы можем ожидать в реальности, это сглаживание спада, сопровождающего демографическую зрелость населения, и поддержание спроса на том же уровне.

④ Число иммигрантов изначально слишком мало по сравнению с абсолютным числом населения трудоспособного возраста, поэтому рост их численности не способен помочь решению проблемы.

⑤ Аналогичная ситуация в Китае, где наблюдается снижение численности трудоспособного населения и падение спроса. В России аналогичная проблема может стать актуальной в будущем.

 

Часть 4. Меры борьбы с падением внутреннего спроса. Привлечение иностранных туристов: эффективность и ноухау.

① В Японии рост потребления за счет резкого притока иностранных туристов в качестве контрмеры на демографическую зрелость населения начинает приносить эффект. Личное потребление японцев составляет 247 трлн. иен, тогда как иностранцев – пока только 4 трлн. иен или около 2%, но эти суммы резко растут, а бизнес, связанный с иностранными туристами, приносит большую прибыль.

② В Японии заметно растет приток туристов из разбогатевших стран Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура, а также Китая, Юго-Восточной Азии. Рынок стремительно растет. Западный рынок, в первую очередь австралийский, также продолжает демонстрировать рост. Важным фактором здесь стало ослабление визового режима.

③ Ключевым фактором способствования туристического потребления региональному экономическому росту является «местное потребление для местного производства» (не путать с «местным производством для местного потребления»). Максимальное использования местных материалов в качестве сырья для потребляемого продукта способствует расширению экономических волн и эффективности. Образцом здесь может служить Швейцария, а плохим примером – США. Без должного внимания к данной проблеме рост туристов не принесет региону никакого экономического эффекта. В лекции приводится несколько реальных примеров.

④ Если в дальнейшем в России будет заметно смягчен визовый режим, это обязательно вызовет приток туристов. Во Владивостоке, где стало возможным применение электронной визы, с лета 2018 года наблюдается резкий рост числа японских туристов, а также увеличение авиационных рейсов.

 

Часть 5. (Вариант для сельскохозяйственных регионов). Меры борьбы с падением внутреннего спроса. Активизация сельского хозяйства.

На вашем компьютере установлен блокировщик рекламы. Ссылки на социальные сети недоступны.

Прием заявок окончен

Сайт использует файлы cookie в аналитических и маркетинговых целях. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием этих технологий.
Хорошо